Первое появление системы дорожных знаков зафиксировано в третьем веке до нашей эры в Древнем Риме, где появились мильные столбы с цифрами расстояния до центра империи. Специально для его измерения в столице был установлен «Золотой столб», от которого проводились исчисления. Далее эта система распространилась по всему миру. В России первые верстовые указатели ввели в XVI веке на дороге, ведущей из Москвы в Коломенское.
Что послужило началом
Конечно, необходимость в дорожных знаках появилась после изобретения автомобиля. Из-за малого количества транспортных средств еще не было нужды в установке светофоров или разметке пешеходных переходов. Первые знаки, обозначающие опасный поворот, крутой спуск и неровную дорогу установили в столице Франции в 1903 году. Они стали основой списка утверждённого Международной конвенцией. К 1930-му году он пополнился еще 23-мя знаками, которые получили разделение на:
- Предупреждающие.
- Указательные.
- Предписывающие.
В России стандартизировать дорожные указатели начали с 1933 года. К тому времени в перечне их было уже 22, и они делились на загородные и городские. С того же года ведут свою историю два знака, дошедшие до наших дней - белый треугольник с красной каймой, который предупреждал об опасности, и такой же перевернутый символ, обозначающий пересечение с главной дорогой. В 1940 году в России приняли первую редакция Правил дорожного движения, в которых были перечислены следующие формы и назначения знаков:
- Запрещающие круглые (8 наименований).
- Предупреждающие треугольные (5 наименований).
- Информационные (указательные) (4 наименования).
Появление светофора потребовало наличия еще пяти знаков, которые регламентировали движение на регулируемых перекрестках. Такой набор действовал до 1961 года.
Путь стандартизации
В 1961 году в России ввели новые единые Правила, в которых было прописано значительно большее количество дорожных знаков. Число запрещающих увеличилось до 22, предупреждающих стало 19, а указательных - 10. Помимо них начали активно появляться на дорогах и указатели желтого цвета с надписями. В городской черте появилась дорожная разметка, а вне населенных пунктов устанавливались отметки с расстоянием и направлением движения.
В 1973 в Советском Союзе были приняты новые Правила и стандарт для указателей, в связи с чем, их количество снова выросло во всех группах. Например, современный вид приобрел знак «Извилистая дорога» и получил две разновидности. На указателях, информирующих о подъеме и спуске появился уклон в процентах, а сужение стали обозначать тремя способами - слева, справа и с обеих сторон. В запрещенной стоянке добавилась запрещенная остановка, а также знак с надписью «STOP», предписывающий обязательную паузу в движении. Постепенно появлялись ограничители скоростного режима и мест для обгона.
К реалиям современности
Новый стандарт дорожных знаков просуществовал с 1980 до 2006 года, претерпев лишь незначительные изменения. Существующую номенклатуру перегруппировали и дополнили. Например, в разряд предупреждающих знаков перевели указатели пересечения с ж/д путями. Новая группа регламентировала приоритет для участников движения на различных участках. Наибольшее число изменений постигло запрещающие знаки, в частности, в названиях, а самыми многочисленными стали информационно-указательные.
Начиная с 1987 года появилась необходимость привести российскую систему к международной. Был введен регламент для движения грузового транспорта и средств, перевозящих опасные грузы. Итогом проводимой почти 20 лет работы стали новые правила, которые действуют и сейчас. В них появился символ, предупреждающий о необходимости снижения скорости из-за находящейся впереди искусственной неровности.
Стоит добавить, что за 100 лет своего существования дорожные знаки увеличили свое количество примерно во столько же раз. И уж конечно, на этом история их развития не закончится. Она продолжится в тех же темпах, что и прогресс в автомобильной отрасли, ведь они находятся в тесной прямой взаимосвязи.