В последние годы велосипедов на улицах городов становится все больше, что обусловлено пользой и удобством данного вида транспорта. Несмотря на возрастающую популярность этого транспортного средства, в странах постсоветского пространства не уделяется должного внимания вопросам инфраструктуры и созданию мест, где установлен знак 4.4.1 Велосипедная дорожка или полоса. Это вынуждает велосипедистов передвигаться по автомобильным трассам или по тротуарам, что зачастую создает неудобства для других участников движения. В данной статье мы собрали полезную информацию, которая доказывает значимость и необходимость велосипедных дорожек, а также представили несколько интересных фактов из их истории.
Что такое велосипедная дорожка
Велодорожка может представлять собой самостоятельную дорогу или ограниченный участок проезжей части. От основной трассы она должна быть отделена бордюром, газоном, специальной разметкой или другими средствами ограждения.
Выделяют несколько видов велосипедных дорожек:
- Односторонние — располагаются с обоих сторон от автотрассы. Иногда они слегка приподнимаются над уровнем дороги, что усложняет въезд автомобилистов на территорию, предназначенную для велосипедистов. Велодорожки данного типа часто встречаются в европейских странах, в том числе в Дании и Голландии. В США односторонние дорожки дополнительно отделяются от автотрассы буферной зоной, что повышает уровень безопасности и комфорта.
- Двусторонние — обычно создаются в пригородах и на междугородних трассах. Как правило, они располагаются в непосредственной близости от тротуара или совмещаются с ним. Использование подобных велодорожек также подходит для набережных и дорог, ответвления на которых имеются только с одной стороны.
- Изолированные — отгораживаются от основного потока автотранспорта высокими бордюрами или пешеходными ограждениями. Если в шаговой доступности от такой дорожки нет пешеходной зоны, то людям без транспорта разрешается ей пользоваться.
- Совмещенные — встречаются только на территории стран СНГ. Они представляют собой очерченную линию на тротуаре и являются лишь подобием велодорожки в ее традиционном понимании.
Историческая справка
Впервые велосипедные дорожки появились в Голландии во второй половине XIX столетия. Эта страна славится большим количеством велотранспорта, который является в ней одним из основных средств передвижения. В XX веке велодорожки начали строиться в США, Англии, Дании и Германии.
В Финляндии и Швеции велосипедные дорожки, совмещенные с тротуарами, появились в послевоенный период. В 70-годы интерес к велосипедом упал, что было связано с ухудшением экологической ситуации. Однако, на рубеже веков спрос на велотранспорт снова начал возрастать, и необходимость обустройства велодорожек стала очевидной.
Необычные велодорожки мира
В связи с возрастанием популярности солнечной энергии в Польше был разработан проект светящейся велосипедной дорожки с покрытием, способным заряжаться от солнца. Ездить по ней ночью не только безопасно, но интересно, что обусловлено необычным освещением.
Одна из велодорожек в городе Эйндховен, расположенном в Нидерландах, с наступлением темноты начинает излучать мягкий свет в виде закрученных и красивых узоров. В основе данной технологии лежит использование нескольких тысяч очень мелких фосфоресцентных камушков, поглощающих солнечную энергию в течение дня.
В Лондоне необычным способом была решена проблема с заброшенными пешеходными переходами, которые превратили в полноценные велодорожки. Особенностью их покрытия является то, что каждое движение велосипедистов трансформируется в электричество.
Завершает наш небольшой хит-парад велосипедная дорожка, проходящая через озеро. Этот необычный проект был реализован в Бельгии. Мост, являющийся одновременно дорогой для велосипедистов, проложен через местный водоем. Особенность данной конструкции заключается в том, что вода достигает уровня глаз, что вызывает непередаваемые ощущения при передвижении по дорожке.
Создание велосипедной инфраструктуры способствует обеспечению удобства для всех участников движения и стимулирует поездки на велосипедах. В настоящее время во многих российских городах решением проблемы велодорожек начали вплотную заниматься, но нам все равно еще далеко в этом плане от более развитых западных стран.